ЦБ выпустил первый обзор состояния финансовой доступности в России

Центробанк выпустил первый обзор состояния финансовой доступности в РФ. Некоторые его данные приводятся в сообщении, опубликованном на сайте регулятора.

В основу обзора легли индикаторы финансовой доступности за 2014 и 2015 годы, замеры которых Банк России провел в 2015 и 2016 годах на основе отчетности финорганизаций и опросов взрослого населения и субъектов МСП. В обзоре содержатся сравнительные данные о существующей в России инфраструктуре финансовых услуг (количество банков, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, страховых компаний, ломбардов, банкоматов, платежных терминалов и т. п. в различных регионах страны), а также подробная информация о востребованности населением и бизнесом финансовых сервисов и об удовлетворенности ими (в том числе в региональном разрезе).

Согласно оценкам Международного валютного фонда, по итогам 2014 года в России большинство показателей финансовой доступности были сопоставимы с аналогичными в странах «большой семерки», напоминает Центробанк: по количеству подразделений действующих банков на 100 тыс. взрослых жителей наша страна оказалась только позади Италии и Франции, а по количеству банкоматов на те же 100 тыс. жителей уступила лишь Канаде.

Центробанк РФ разработал набор индикаторов финансовой доступности и провел их первый расчет, сообщается на сайте регулятора.

 

По итогам 2015 года количество банковских подразделений сократилось на 11,2%, однако были отмечены компенсирующие факторы: количество платежных терминалов банковских и небанковских платежных агентов возросло на 16,2% и 74,7% соответственно, и на 5 процентных пунктов (до 39,5%) увеличилась доля взрослого населения с дистанционным доступом к банковским счетам.

Дистанционным доступом чаще всего пользуется молодежь в возрастных группах от 21 года до 35 лет, при этом среди пожилых людей, использующих дистанционный доступ, доля тех, кому 66—70 лет, выше, чем тех, кому 61—65 лет (5,2% и 3,8% соответственно).

Почти каждый третий взрослый россиянин брал кредит в банке, займы в МФО — лишь 2,8%, а в ломбардах — 3,4%. Наибольшая доля населения, размещавшего средства во вкладах в банках, приходится на возрастную группу от 71 года (44,9%). В МФО активно размещали средства граждане среднего возраста (46—50 лет) и в возрасте старше 66 лет. Вероятнее всего, их привлекала возможность получить высокий процентный доход, что свидетельствует о неумении сопоставить риски и возможную выгоду, комментируют авторы обзора.

Услугами добровольного страхования в России в 2015 году пользовались 16,4% взрослого населения, обязательного страхования — 63,2%.

В России 37,9% взрослого населения имеют только зарплатную карту, 19,9% — только другую расчетную (дебетовую) карту, кроме зарплатной, 14,2% — оба вида. 22,5% россиян имеют действующие кредитные карты.

В разделе обзора, посвященном оценке качества финансовых услуг, приведены данные о том, в каких регионах страны население чаще отказывалось от оформления кредита, размещения вклада, услуг добровольного страхования и почему. Например, 22,8% россиян отказались от кредита из-за высокой ставки.

Полностью не доверяет любым финансовым организациям 4% взрослого населения. При этом в обзоре отмечается снижение уровня недоверия к финансовым институтам (кредитным организациям, МФО, КПК, ломбардам и страховщикам). Впрочем, оценивая удовлетворенность граждан услугами микрофинансирования, авторы обзора обращают внимание на то, что более 81,2% опрошенных, скорее всего, не сталкивались с данным видом финансовых услуг или затруднились ответить. Страховому рынку оценку смогли дать 31,5% взрослого населения России.

В ходе исследования была измерена степень понимания населением экономического содержания различных финансовых терминов. Оказалось, что в Москве и Санкт-Петербурге только 45,3% взрослого населения понимают, что такое процентная ставка, в сельской местности — 49,6%. В сложных процентах лучше всех разбираются жители небольших городов. Зато жители обеих столиц и других городов-миллионников лучше прочих понимают экономическое содержание понятий «инфляция» и «денежная иллюзия».

Большинство жителей России — 60,7% — считают, что благодаря существующим в стране финансовым услугам качество их жизни улучшилось, но 8,3% отрицательно оценили влияние финуслуг на качество жизни.

Банк России опубликовал пилотный расчет индикаторов финансовой доступности в части спроса на финансовые услуги. Расчеты, произведенные по заказу и методологии ЦБ в октябре — ноябре 2015 года Национальным агентством по финансовым исследованиям и фондом «Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара» по результатам опросов населения (1,6 тыс. человек) и субъектов малого и среднего предпринимательства (в рамках пилотного замера — 500 юридических лиц) по всероссийской выборке, дополнили представленный ранее пилотный расчет значений индикаторов финансовой доступности в части предложения финуслуг.

Среди субъектов малого и среднего предпринимательства 17,8% в рассматриваемый период имели активный залоговый банковский кредит, 17,6% — открытую кредитную линию. Значительную часть кредитов организации малого бизнеса берут от имени физического лица. В МФО субъекты МСП занимают менее активно: лишь 1,2%, что, как указывают в ЦБ, может объясняться недостаточной информированностью начинающих предпринимателей о господдержке бизнеса через данный сегмент финрынка. 92,6% субъектов МСП никогда не пользовались займами МФО либо затруднились с оценкой услуги. Также малый и средний бизнес весьма неактивно пользовался лизингом и факторингом: не сталкивались с факторингом или затруднились с ответом более 90% опрошенных, а оценить качество лизинга в лизинговой компании смогли лишь 31,2% субъектов МСП.

Лидером среди федеральных округов по простоте получения необеспеченного кредита/займа для МСП стал Северо-Западный ФО.

В целом 71% субъектов МСП удовлетворены банковским сервисом.

Банк России намерен выпускать обзоры состояния финансовой доступности ежегодно. При этом в 2017 году планируется дополнить набор индикаторов показателями развития МСП в части качества и полезности финансовых услуг, а также результатами оценки уровня финансовой грамотности и компетентности населения.

Кроме того, в 2017 году Банк России планирует разработать стратегию повышения финансовой доступности на среднесрочную перспективу, в которой будут в том числе отражены рекомендации Всемирного банка и МВФ. В числе прочего серьезное внимание планируется уделить выявлению факторов, мотивирующих население повышать собственный уровень финансовой грамотности, следует из сообщения ЦБ.

Источник: Banki.ru

Другие новости

Последние новости

17.08.2017
Исследование: каждый третий получатель онлайн-займов берет деньги на непредвиденные расходы
Треть клиентов сервисов онлайн-кредитования прибегают к их услугам при возникновении непредвиденных ...

14.08.2017
В I квартале 2017 года увеличился объем выдач микрозаймов и размер денежных средств, привлеченных МФО
Размер портфеля микрозаймов, сформированного МФО по итогам I квартала 2017 года, составил 96,4 млрд рублей, ...

28.07.2017
Сбербанк откроет микрокредитную компанию для финансирования малого бизнеса
МКК «Выдающиеся кредиты» - дочерняя компания Сбербанка будет специализироваться на предоставлении ...

Все новости »

Наши благодарные клиенты

Шарова Наталья Петровна, 51 год, Москва

Спасибо большое, ребята! Выручили! Принимают решение моментально, перезвонили сразу, офис уютный рядом с метро. Особая благодарность кредитному менеджеру Измоденовой Наталье за отличное обслуживание, все условия доступно объяснила, знаю точно, сколько нужно заплатить, без подводных камней . В свою очередь обещаю вовремя оплачивать займы и быть вашим постоянным клиентом.

Михаил Петрович, предприниматель

Работаю много, дела идут то в гору, то на спад. Последнее время бывает вложусь в проект, остается чуть-чуть до запуска, а деньги заканчиваются. Курс доллара и евро скачет, закладываешь одну сумму на расходы, а завтра курс скакнул и все, уже за то же самое надо больше заплатить. В такие моменты выручает РусКапиталГрупп. Минимум проблем и трат времени, обращаюсь, получаю займ и бизнес не останавливается. Спасибо!

Татьяна Левченко, 21 год, студентка

Решила всерьез заняться фотографией, понадобился хороший зеркальный фотоаппарат и объектив к нему. Подруга посоветовала обратиться в МФО "РусКапиталГрупп" и взять там займ. Менеджеры все доступно объяснили, рассказали о выгодах, о погашении займа. Я подписала договор и получила деньги. Наконец-то купила долгожданный фотоаппарат. Сумма ежемесячного платежа получилась небольшая. Спасибо "РусКапиталГрупп" за то, что помог реализовать мою мечту.

Олег Фоменко, 29 лет, частный предприниматель

Долго не решался на то что бы начать свое дело, хотя идея давно крутилась в голове. Но после долгих раздумий, взвесив все «за» и «против», я решил все-таки открыть свое дело. Увидел рекламу МФО "РусКапиталГрупп". Заинтересовали условия займа. Деньги мне дали без долгих проволочек и беготни с бумажками. Сейчас дело потихоньку развивается, хватает и за займ платить и остальные расходы покрывать. Скоро подходит срок последней выплаты, думаю, что попозже возьму снова деньги у "РусКапиталГрупп", чтобы расширить бизнес.

Посмотреть все отзывы »