Исследование: клиенты МФО «​помолодели»

Активная фаза кризиса прошла, и МФО стали вновь кредитовать молодежь

Доля молодых клиентов микрофинансовых организаций увеличилась. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании «Е заем», которая проанализировала, кто пользуется услугами российских МФО.

Так, доля клиентов микрофинансовых организаций в возрасте от 20 до 24 лет увеличилась на 2 процентных пункта по сравнению с результатами III квартала 2016 года и составила 19%. Кроме того, на 1 п. п. выросла доля возрастной группы 25—29 лет и на 2 п. п. — 30—34 года. По итогам III квартала на них пришлось 27% и 20% клиентов МФО соответственно. Доли клиентов более старшего возраста снизились либо не изменились. В целом, если разделить всех клиентов на тех, кому меньше и кому больше 30, то доля первых за год выросла на 3 п. п., а за три года — на 4 п. п.

По итогам исследования компании «Е заем» также стало известно, что большинство клиентов имеют высшее образование и средний уровень доходов, а заняты они зачастую в торговле и бюджетной сфере.

В 2017 году продолжился рост доли мужчин среди клиентов МФО. В целом за три года она выросла на 5 п. п. и составила 52%. В 2016 году доля заемщиков-мужчин составляла 51%, а женщин — 49%. Стоит отметить, что ситуация, когда количество мужчин, пользующихся услугами МФО, превышает количество женщин, наблюдается только начиная с 2016 года.

Семейное положение клиентов во многом зависит от их возраста: «омоложение» заемщиков определило рост доли холостых. Но при этом на 2 п. п. выросла доля тех, кто разведен. В итоге доля незамужних и неженатых составила 46% против 38% в браке. В гражданском браке состоит 10% заемщиков, а в разводе находится 5% клиентов МФО.

Также с ростом доли холостых клиентов выросла доля тех, кто не имеет детей. Годом ранее их было 57%, а в этом году уже 59%.

С «омоложением» заемщиков произошло снижение доли тех, кто имеет собственное жилье. По итогам III квартала 2017 года их доля составила 41%, снизившись на 3 п. п.

С ростом доли молодежи среди клиентов выросла доля тех, кто зарабатывает менее 20 тыс. рублей. А доля зарабатывающих более 60 тыс. снизилась на 1 п. п. и составляет теперь 11%.

Доходы заемщиков

Доходы, тыс. рублей

2014 год, III кв., %

2015 год, III кв., %

2016 год, III кв., %

2017 год, III кв., %

До 20

20

15

11

13

20—30

30

29

30

29

30—40

21

23

25

25

40—50

13

14

14

14

50—60

6

7

8

8

60+

10

12

12

11

«Из возможных объяснений потенциально значимого феномена следует назвать в первую очередь спрос на кредитование среди тех, кто еще не пошел на работу, но уже вынужден платить, например за образование или ипотеку для молодой семьи», — считает директор аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.

На 2 п. п. снизилась доля клиентов с высшим образованием. Теперь таких 45%, а 28% приходится на тех, кто имеет только среднее.

В 2017 году среди клиентов МФО на 1 п. п. снизились доли штатных и самозанятых работников. При этом также на 1 п. п. выросла доля безработных. Бюджетники и работники сферы торговли по-прежнему составляют большинство клиентов МФО, но доля первых снизилась на 2 п. п., а доля вторых на столько же выросла. Доля занятых в сферах строительства и транспорта уменьшилась на 1 п. п., а доля заемщиков из финансовой сферы на 1 п. п. выросла.

Сфера деятельности заемщиков

Сфера деятельности

2014 год, IIIкв., %

2015 год, IIIкв., %

2016 год, IIIкв., %

2017 год, IIIкв., %

Торговля

22

19

21

23

Бюджетная сфера

17

23

20

18

Услуги

18

14

16

17

Телекоммуникации, IT

7

12

13

14

Промышленность

13

10

9

9

Строительство, транспорт

11

9

8

7

Творческие профессии

3

5

6

7

Финансовая сфера

2

4

4

5

Неработающие (декрет, студенты, пенсионеры)

7

4

3

3

Цель займа — один из важнейших показателей, характеризующих заемщиков. Самая популярная из них традиционно «непредвиденные расходы»: на них в 2017 году пришлось 59% выданных займов. Следующая по популярности цель — ремонт дома и автомобиля: ее доля составила 15%. Третья — ежедневные расходы: на них пришлось 8%. На погашение кредита и подарки близким было получено 6% и 7% микрозаймов соответственно.

Среди регионов, входящих в топ-10 по объему займов, выданных МФО, в этом году значительно снизились доли трех крупнейших — Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. При этом в 2017 году в десятку вошли два новых региона: Нижегородская область и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Они вытеснили оттуда Кемеровскую и Челябинскую области.

По мнению финансового директора сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Мамуки Ризаева, за последний год клиенты значительно «помолодели», так как активная фаза кризиса прошла и компании стали вновь кредитовать молодежь, которая традиционно считается более высокорисковым клиентским сегментом. У подавляющего числа заемщиков по-прежнему нет детей, что говорит, во-первых, об их молодости, а во-вторых, о том, что займы интересны в первую очередь тем, кто пока не имеет стабильного финансового положения.

«Но наличие высшего образования у 45% из них говорит о том, что для многих клиентов это временно. При этом чаще всего они живут в собственном жилье или с родственниками, лишь 23% снимают его», — отмечает он.

Наталья СТРЕЛЬЦОВА, Banki.ru

Другие новости

Последние новости

22.12.2017
Новогодний график работы МКК«РусКапиталГрупп»
Мы работаем ежедневно — с 9 утра до 21 вечера!В преддверии Нового года мы специально для Вас увеличили ...

04.12.2017
ЦБ: за 12 месяцев количество заемщиков МФО выросло почти вдвое
Количество заемщиков микрофинансовых организаций по состоянию на 30 сентября (год к году) выросло ...

01.12.2017
Микрофинансовая организация MoneyMan планирует выйти на рынок облигаций
Микрофинансовая компания MoneyMan намерена выпустить трехлетние облигации на 10 млрд рублей. Размещение ...

Все новости »

Наши благодарные клиенты

Шарова Наталья Петровна, 51 год, Москва

Спасибо большое, ребята! Выручили! Принимают решение моментально, перезвонили сразу, офис уютный рядом с метро. Особая благодарность кредитному менеджеру Измоденовой Наталье за отличное обслуживание, все условия доступно объяснила, знаю точно, сколько нужно заплатить, без подводных камней . В свою очередь обещаю вовремя оплачивать займы и быть вашим постоянным клиентом.

Михаил Петрович, предприниматель

Работаю много, дела идут то в гору, то на спад. Последнее время бывает вложусь в проект, остается чуть-чуть до запуска, а деньги заканчиваются. Курс доллара и евро скачет, закладываешь одну сумму на расходы, а завтра курс скакнул и все, уже за то же самое надо больше заплатить. В такие моменты выручает РусКапиталГрупп. Минимум проблем и трат времени, обращаюсь, получаю займ и бизнес не останавливается. Спасибо!

Татьяна Левченко, 21 год, студентка

Решила всерьез заняться фотографией, понадобился хороший зеркальный фотоаппарат и объектив к нему. Подруга посоветовала обратиться в МФО "РусКапиталГрупп" и взять там займ. Менеджеры все доступно объяснили, рассказали о выгодах, о погашении займа. Я подписала договор и получила деньги. Наконец-то купила долгожданный фотоаппарат. Сумма ежемесячного платежа получилась небольшая. Спасибо "РусКапиталГрупп" за то, что помог реализовать мою мечту.

Олег Фоменко, 29 лет, частный предприниматель

Долго не решался на то что бы начать свое дело, хотя идея давно крутилась в голове. Но после долгих раздумий, взвесив все «за» и «против», я решил все-таки открыть свое дело. Увидел рекламу МФО "РусКапиталГрупп". Заинтересовали условия займа. Деньги мне дали без долгих проволочек и беготни с бумажками. Сейчас дело потихоньку развивается, хватает и за займ платить и остальные расходы покрывать. Скоро подходит срок последней выплаты, думаю, что попозже возьму снова деньги у "РусКапиталГрупп", чтобы расширить бизнес.

Посмотреть все отзывы »